Промышленность

Аналитика

Красота и мудрость «Старого парка»
Туризм
Красота и мудрость «Старого парка»
Село Кабардинку в её современной истории привлекательной для туристов сделал выпускник Ростовского университета, писатель и журналист Александр Алексеев. Он в 2001 году начал создавать первый и единственный на Черноморском побережье тематический архитектурный парк и не прекращает своё занятие по сей день.

Интервью

Работа
«В едином союзе»
В этом году исполняется 15 лет со дня образования Совета трудовой молодёжи Арзамасского приборостроительного завода. Сегодня это большой и дружный коллектив единомышленников. Чем живёт СТМ и каковы пути его развития — в интервью с председателем Ильёй Тепловым.

Комментарии

Связь и IT
«Подготовить высококлассного программиста так же сложно, как олимпийского чемпиона»
Николай Никифоров
министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Facebook

Фанерные перспективы

2 мая 2012 года

Фанерные перспективы

Значимым событием на российском рынке деревообработки стала покупка компанией «Свеза» крупного фанерного комбината «Фанком». Сделка позволит владельцу холдинга Алексею Мордашову контролировать треть российского рынка и получить статус крупнейшей фанерной компании Европы.

«Фанком», расположенный в поселке Верхняя Синячиха Свердловской области, стабильно входит в число пяти крупнейших фанерных заводов России. С его покупкой «Свеза» сможет производить в год 900 тыс. кубометров фанеры и 300 тыс. кубометров ДСП.

Приобретение «Фанкома» позволит «Свезе» решить две важные задачи. Во-первых, расширить линейку выпускаемой фанеры: в настоящее время хвойная фанера, в основном используемая в строительстве, на предприятиях «Свезы» в промышленных масштабах не производится.

Во-вторых, и это главное, после покупки «Свеза» окончательно утвердится в качестве крупнейшего европейского производителя. В настоящее время по размерам производственных мощностей первое место в Европе удерживает финская UPM, но, с учетом приобретения «Фанкома» и расширения других заводов группы, «Свеза» уже с этого года может обойти прежнего лидера.

Что же делает фанерный рынок столь привлекательным для консолидатора? В первую очередь — его высокая динамичность и экспорториентированность.

За исключением короткого периода 2008–2009 годов производство фанеры устойчиво растет с 1997 года. В 2011-м был достигнут очередной исторический максимум — более 3 млн. кубометров. В 2010-м Россия заняла пятое место в мире после КНР, США, Малайзии и Индонезии, переместившись на три позиции вверх по сравнению с 2002 годом. По экспорту фанеры Россия занимает четвертое место после КНР, Малайзии и Индонезии.

В начале 90-х фанерные предприятия России работали в основном на экспорт. Доля экспорта фанеры возросла с 17,8% в 1992 году до 71,3% в 1995-м. Выходу российских производителей на мировые рынки благоприятствовало высокое качество и относительная дешевизна основного сырья для производства фанеры — березы, имеющей более высокие термомеханические свойства по сравнению с другими породами деревьев. Росту экспорта способствовали и невысокие таможенные барьеры. Даже сейчас, по словам представителей компании «Илим Тимбер», экспорт фанеры в страны Евросоюза в течение первого полугода не облагается пошлинами, вторые полгода пошлина составляет 3,5%.

Еще одной причиной, подстегнувшей рост производства фанеры, стало значительное повышение с 2007 года экспортных пошлин на необработанные лесоматериалы, в том числе фанерное сырье.
Наконец, с 2008 года опережающими темпами растет внутренний спрос на фанеру, который уже превысил и докризисный уровень, и объемы экспорта. Основными потребителями фанеры в России традиционно остаются две отрасли — строительство и производство мебели.

Сохранится ли такое положение дел в будущем?

«Такого роста, как в 2000-х, мы уже, вероятно, не увидим. Одним из основных факторов, который может серьезно ограничить рост внутреннего спроса, является планируемый запуск заводов OSB — прямого конкурента фанеры. К 2014 году ожидается запуск как минимум двух крупных заводов общей мощностью, превосходящей объемы сегодняшнего потребления, что может привести к избыточным мощностям и ценовым войнам, которые ударят и по фанерному рынку», — считает консультант финского отраслевого агентства Pöyry Management Cоnsulting Алексей Бесчастнов. Впрочем, не все игроки рынка согласны с этим утверждением. По мнению представителей компании «Илим Тимбер», возможная конкуренция с плитами OSB вызвана лишь суждениями о хвойной фанере как о материале с невысокими потребительскими качествами. Однако это связано лишь с тем, что вся качественная хвойная фанера из России отправлялась на экспорт, на внутреннем же рынке реализовывалась только низкосортная продукция, которую действительно имеет смысл заменять OSB-плитами.

Другой фактор, в перспективе способный ограничить рост производства, — доступность древесного сырья, которое составляет до 40% в себестоимости фанерного производства. В отличие от производителей древесных плит, включая плиты OSB, использующих в качестве сырья щепу и опилки, фанерная промышленность перерабатывает основную часть древесного баланса. Доступные и качественные запасы березового фанерного сырья в европейской части России постоянно сокращаются, увеличивается расстояние доставки на заводы.

Тем не менее, у крупных российских фанерных заводов остаются возможности для расширения производства. Почти 20% производимой в России фанеры приходится на несколько десятков мелких фанерных заводов, работающих в основном на местных потребителей. Рост конкуренции может выдавить их с рынка и освободить место для крупных игроков с большими возможностями контроля себестоимости. Да и на внешнем рынке у российских компаний по-прежнему есть неоспоримое конкурентное преимущество в виде качественной березовой фанеры, по производству которой Россия была и останется лидером. «Ожидается, что, несмотря на рост цен на ключевые составляющие себестоимости (древесина, рабочая сила, электроэнергия, связующее), Россия будет улучшать свои позиции на мировом рынке фанеры», — говорит Алексей Бесчастнов.

По материалам Новости

ВТБ развивает сотрудничество с АО «Гражданские самолеты Сухого»
Надои молока в Нижегородской области выросли на 3,8% с начала года
Региональный фонд развития промышленности зарегистрировал первые заявки от предприятий на льготные займы
«Шлеммер Руссланд» открыл цех металлообработки
Поддержка инвестпроектов позволила региону пополнить бюджет — Лавричев

Аналитика

Итоги работы и перспективы предприятий ОПК
Промышленность
Итоги работы и перспективы предприятий ОПК
Генеральный директор АО «АПЗ», председатель Комитета по экономике и промышленности Заксобрания Нижегородской области Олег Лавричев принял участие в пресс-конференции, где рассказал о трудностях работы предприятий оборонно-промышленного комплекса в жестких условиях финансирования 275-ФЗ «О ГОЗе», мерах, предпринимаемых по доработке данного закона, а также о развитии внутрирегиональной кооперации и открытии удаленной производственной площадки АПЗ.
«Технология — основа производства»
Промышленность
«Технология — основа производства»
7 февраля технологическому отделу механообработки службы главного технолога (ТОМ СГТ) Арзамасского приборостроительного завода исполнилось 45 лет.
С проблемами ГОЗа — в Совет Федерации
Промышленность
С проблемами ГОЗа — в Совет Федерации
Генеральный директор Арзамасского приборостроительного завода, председатель комитета по экономике и промышленности Законодательного собрания Нижегородской области Олег Лавричев выступил на заседании Совета по законодательному обеспечению оборонно-промышленного комплекса и военно-технического сотрудничества при Совете Федерации Федерального Собрания РФ на тему «Правоприменительная практика в сфере выполнения государственного оборонного заказа: состояние и проблемы».

Интервью

Промышленность
«Давление на оборонку возрастает»
Покупка дорогостоящего оборудования может быть признана нецелевыми расходами и грозить руководителю уголовной ответственностью. Требования целевого расходования средств государственного оборонного заказа ужесточаются.
Промышленность
«Россельхозбанк — личным подворьям»
Россельхозбанк в рамках реализации государственной стратегии развития сельских территорий уделяет большое внимание поддержке личных подсобных хозяйств. О том, как могут воспользоваться этой поддержкой владельцы ЛПХ, мы беседуем с директором Нижегородского регионального филиала Банка Александром Люлиным.

Комментарии

Промышленность
«Необходимо подготовиться к технологическим прорывам»
Алексей Алехин
общественный представитель Агентства стратегических инициатив по Нижегородской области
Промышленность
«Сельское хозяйство и IT-сфера способны вывести Россию вперед»
Константин Печников
заместитель директора компании «Финам-НН»